dokoli

Category:

Евреи, евреи кругом одни евреи (ц)

Описывая историю нашего села, нельзя не рассказать о еврейской диаспоре, которая в 41 году была уничтожена фашистами. На месте их казни, которое почему-то именуется Зубово, и теперь стоит скромный обелиск. 

По своей сути, это было интереснейшее явление в истории нашего села. Походу это был уникальный этнический эксперимент. Если я не ошибаюсь, было расстреляно и сожжено более 900 человек. Не считая тех, кому удалось бежать. Для нашего села, это очень много. Речь шла почти о трети населения. Возраст этой диаспоры, по разным оценкам, насчитывал до 500 лет. Можно только представить, как столько столетий жили бок о бок два таких разных народа. Могу только заметить, что и после уничтожения фашистами этой диаспоры, еще долго витал душок неприязни к евреям. В чем оно выражалось? В высказываниях и отзывах презрительного характера. В разных анекдотах, язвительных шутках и прибаутках. А уж в язвительности-зъедливасти белорусам нет равных, не смотря на их хваленую толерантность. Любимая мамина поговорка: «Такую ласку и у жыда знойдзеш». 

Я никогда не забуду, как наш сосед  дядька Миша весь у роспачы прибежал к нашему деду и плакал: «Игнат, там жа адны жыды, адны жыды!»

Его дочка в ВУЗе сошлась с евреем. Жадная мать не прочь была пристроить дочку в богатую семью. А дядька Миша просто не мог пережить такого позора, как он считал. И когда они с пейсами и кривыми носами заявились у сваты, он не вынес и убежал. Возможно, на нервной почве, к нему прицепился рак кожи и через пару лет бедолага умер.

Я потом часто задавался вопросом – как нужно досадить людям, чтобы оставить после себя такую память на долгие годы? У наших людей даже к немецким оккупантам не было такого негативного отношения. Жыдами, в прямом смысле, детей пугали. От дедов и родителей передавались леденящие душу предания о чудовищных обрядах, направленных против славянского народа (гоев, как они называли). Я в свое время тоже их наслушался в достаточной степени.  По этим преданиям глаза родившегося еврейского младенца должны быть омыты славянской кровью. Иначе не видать ему солнца. Славянская кровь должна быть добавлена и при обряде «преломления хлеба». У евреев это называется «маца». Донор крови должен быть безгрешен. Поэтому выбирали ребенка или блаженного. Много было подробностей, как извлекали и хранили кровь. К примеру, человека законопачивали в бочку с набитыми во внутрь гвоздями и катали эту бочку пока тело не отдавало кровь до последней капли. Тогда холодильников не было, а кровь нужно было хранить длительное время. Этой кровью пропитывали льняной холст и сушили. Холст обладает способностью сохранять. При нужде отрезали кусочек этого холста и размачивали в теплой воде.

Помню такой случай уже в наше время. Кучка разнокалиберной шпаны, от мелюзги и до подростков, шастала по лесу в поисках оружия по местам боевых действий. Сели они передохнуть и, как водится, начали рассказывать страшные истории. Когда напряжение достигло апогея, в лесу что-то шастнуло. Кто-то заорал: «Жыды!!!». Никто потом не помнил, как бежали и как дома очутились. 

Но не все было так однозначно. Рассказывали, что были не единичные случаи, когда белорусы, рискуя жизнью укрывали евреев. Был такой показательный случай. Кто-то донес немцам, что в одном доме скрывается еврейский подросток. Полицаи организовали облаву. Мальчик успел выскочить в окно и дворами уже добегал до кустарников, а дальше лес и спасение… Полицаи безуспешно стреляли ему в след. И вот один наш односельчанин, охотник вырывает у полицая винтовку – дай я… Прицелился и подстрелил его с первого выстрела. Хозяина дома, у которого прятался подросток (хорошо, что не всю семью) угнали в концлагерь и он не вернулся. Вот так, в одном эпизоде и такие разные персонажи. 

Можно делать выводы по такой особенности. В Белоруссии, в годы советской власти и теперь тоже, очень трепетно относятся к памяти жертв ВОВ. Вся страна в мемориалах,  где проводились митинги, возложения венков и оказания других почестей. Но никогда я не видел, что бы организовали что-либо подобное в отношении этого захоронения евреев. А ведь там полегло под тысячу человек. Я много раз бывал там в детстве. Там есть не большой овраг. И мы, по детской дурости, там пули откапывали. Бывал я на этом Зубове и в теперешнее время. Как раз это по дороге в деревню, где я теперь проживаю. Никогда я ни одного цветка на памятнике не видел. Не было осквернения и вандализма, но и чести тоже не было.



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened