dokoli

Category:

Кино, кино на радость нам дано

Однажды Ленин сказал: «Пока народ малообразован, кино будет самым важным и массовым искусством».  

Наберусь наглости заявить, что в этом случае великий вождь заблуждался. Кино будет самым массовым искусством всегда. Естественно при условии, что оно будет настоящим искусством, как это было в СССР. Какое это искусство теперь, поговорим ниже, а пока немного истории. 

На сколько я помню с самого детства кино, это было всегда круто. Кино, особенно когда еще не было телевидения, это всегда был праздник. Недаром киностудию называют фабрикой грез. По притягательной силе кино можно сравнить с наркотиками. Мы приходили за полчаса и раньше до сеанса, чтобы занять места в первых рядах и томились в ожидании. В годы моего детства в сельских клубах  еще не было наклонных полов. После сеанса растаскивали по периметру стулья и зрительный зал использовался, как танцевальный. Это уже много позже в крупных селах начали строить новые дома культуры с раздельными зрительным и танцевальным залом. Поэтому с третьего ряда смотреть было не очень комфортно из-за голов. Дошкольная шпана вообще любила сидеть на краю сцены и завернув голову целый сеанс, почти вплотную, пялилась на экран. Ввиду своего почтенного возраста, я не помню доводилось ли мне смотреть со сцены. Но я до сих пор удивляюсь нашей неприхотливости к комфорту. Со временем ТВ начало развиваться и набирать силу. Качество телеаппаратуры быстро росло и в конечном итого телевидение напрочь вытеснило кинематограф из деревень. Людям было уже в лом тащиться в клуб, когда дома на полстены телевизор. 

Но в те времена качество кинопродукции компенсировало все неудобства с лихвой. На хороший фильм мы шли в любую погоду. Даже не замечали, что в зале в зимний период далеко не комнатная температура, пока не зайдет хорошенько в ноги. Вначале сеанса, для «разогрева», ставился десятиминутный информационный киножурнал. Зрителя знакомили с достижениями народного хозяйства, культуры, искусства и т.д. Эту часть воспринимали без особого пиетета. Гораздо с большим удовольствием смотрели сатирический ролик «Фитиль», где подвергались критике бюрократия, разгильдяйство, чванство и другие общественные «миазмы» . Как правило, в ролике были задействованы маститые актеры, которые проявили свой талант в юмористическом амплуа. Ну а потом – Фильм! Фильм! Фильм! 

В населенных пунктах самыми культовыми объектами были не поклонные кресты, как теперь, а стенды киноафиши. Ничто так не радовало взор, как киноафиша. Хоть на них и не крестились, но постоянно ожидали чуда. И чудо являлось в виде названий великолепных фильмов – «Александр Невский», «Берегись автомобиля», «Белое солнце пустыни», «Кавказская пленница», «Операция Ы и другие приключения Шурика» и многие, многие другие. Всех не перечесть. Мы смотрели их бесчисленное количество раз и каждый раз как впервые. Уже «под занавес», перед самым развалом СССР, советский кинематограф вывалил два знаковых фильма – «Служебный роман» и «Ирония судьбы…». И это, пожалуй, было его лебединой песней. С тех пор, что бы не снималось, даже отдаленно не напоминает по качеству киноленты того времени. Не помогает ничто. Ни голливудские спецэффекты и технологии. Ни баснословные, по советским меркам, съемочные бюджеты. Может я отстал от жизни или слишком предвзято отношусь к постсоветскому периоду? Но назовите мне хоть один фильм, снятый в последнее время, который вам захотелось бы посмотреть еще раз. В то же время, назовите хоть одну советскую кинокомедию, которая вызвала бы у вас такое же омерзение, как современная комедия «Шырли-мырли».

Казалось бы, что случилось? Почему вдруг разучились снимать кино? Ведь советские актерские кадры и старая режиссерская школа не пропали в одночасье. Размышляя над этим вопросом, я пришел к однозначному выводу – кино перестало нести в себе МУДРОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ. Оно стало коммерческим. Оно не учит и не воспитывает. Оно обслуживает и ублажает низменные прихоти и похоти зрителя. На что только не идут современные киноремесленники, чтобы повысить рейтинг своей продукции. На экране мы наблюдаем ярко выраженный садизм и насилие, откровенные сексуальные сцены, а также не оправдано кровавые кадры. И я часто ловлю себя на том, что это уже не шокирует. Отодвигается порог дозволенного. Нас постепенно подсаживают на всякие мерзости, пробуждая в нашем сознании спящие пещерные инстинкты. Давайте вспомним бесподобный детектив «Берегись автомобиля». В этой киноленте ни одного выстрела и сцены насилия. Но разве от этого фильм утратил свою прелесть? Даже в военных советских фильмах вы не увидите, как осколок или пуля рвет и кромсает тело. Сценаристы и режиссеры умели и без этого отразить реалистичность событий. Можно подытожить выше сказанное заключением – современный кинематограф утратил главное, он утратил человечность.

У моей сестры есть уникальный альбом с фотографиями киноактеров, который и я помогал собирать. В советское время была хорошая традиция печатать фото популярных актеров. Эти фото продавали в газетных и книжных киосках. Я не помню сколько в альбоме актеров. Может сотня, может больше. Но все они оставили неизгладимый, светлый след в киноискусстве, в наших душах и сердцах. Я даже боюсь называть имена. Список будет бесконечный. А вот какой след могут оставить наши  современники – Нагиев, Скляр, Гоша Куценко или хотя бы тот же Хабенский и Пареченков? Про женщин я уже и говорить не хочу. Умрет старушка Алиса Френдлих и не будет кому играть. 

Пока писал, все же вспомнил одну вещь, которую можно посмотреть повторно. Это телесериал «Мастер и Маргарита». Это единственная вартая вещь за 25 лет, которую я с удовольствием посмотрел бы повторно! И то благодаря блестящей игре старых советских актеров Лаврова, Абдулова и Басилашвили. На роль Иеуша похоже некого было поставить. Безруков явно не подходит по фактуре, да и не тянет по актерскому мастерству такую сложную, харизматичную роль. Это не в «Бригаде» Сашу Белого играть. 

С натяжкой Ковальчук вытянула роль Маргариты и то только благодаря своей смазливости и фотогеничности. На эту роль подошла бы Чурсина или Гурченко. Но в наше время актрис такого уровня днем с огнем не сыщешь. 

Можно еще посмотреть сериал «Статский советник». Но остальные бесконечные бандитские и ментовские сериалы я даже комментировать не хочу. Снимать «мыльные оперы» не нужно ни ума, ни таланта.

Чтобы не быть голословным приведу пару конкретных примеров. Возьмем Станислава Говорухина и «августейшего» Никиту Михалкова. Оба убежденные монархисты, антисоветчики и «хрустобулочники». Михалков, понятное дело, голубых кровей. Если бы не советы, то как помещик Паратов в «Бесприданнице», на личном пароходе, под пляски цыган губил бы судьбы молодым бесприданницам. Родословной Говорухина я не интересовался. Вроде внук репрессированного казака. Но в СССР оба были выдающимися актерами и режиссерами. 

Говорухин в советское время снял очень качественные телесериалы – «В поисках капитана Гранта», «Место встречи изменить нельзя», х.ф. «Вертикаль». Х.ф. «Десять негритят». Сыграл большое количество ролей сам. «Вертикаль» с Владимиром Высоцким я смотрел несколько раз. При случае с удовольствием посмотрю еще. Казалось бы, что с годами и опытом должно шлифоваться и мастерство. Но после девяностых годов его словно подменили. Пользуясь «свободой творчества», он снял несколько фильмов. Из них самый выдающийся «Ворошиловский стрелок». Один раз его посмотреть можно, но не более. Фильм откровенно слабоват. Не скрасили ситуацию и старые советские мэтры кино Ульянов и Параховщиков.

Михалкова советских времен тоже представлять не надо. Одна только его роль в «Жестоком романсе» помещика Паратова чего стоит. Самый хороший фильм, который он снял до развала СССР — «Свой среди чужих, чужой среди своих». Хороший его фильм «Родня» с Мордюковой в главной роли.  

После развала СССР Михалков тоже наснимал кучу фильмов. Самый выдающийся «Сибирьский цирюльник». Не смотря на баснословный съемочный бюджет, я еле досмотрел этот фильм до конца. Потом он еще выпустил несколько фильмов – «Утомленные солнцем», «Утомленные солнцем-2» «Цитадель», «Противостояние» и т.д. – полное дерьмо. Не помогло и его личное участие, где он сыграл главных героев.  

Казалось бы, нет советской диктатуры и цензуры. Свобода творчества… Где же ваши шедевры, господа демократы? Как писал Маяковский: «Твори, выдумывай, пробуй…». Ан нет, почему-то не получается… Походу вместе  с тоталитарным совком ушло вдохновение и мастерство.

В заключение хочу сказать, что в советские времена нашим кино можно было гордиться. Наша актерская плеяда была настолько блистательной и непревзойденной, что голливудские актеры, по сравнению с нашими, казались жалкими, бездуховными марионетками. Теперь же все с точностью, до наоборот.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened